Спорт и физкультура в детском саду
Программа по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития, детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих, позднооглохших, детей перенесших операцию по кохлеарной имплантации) ГКДОУ «Детский сад № 7 «Дюймовочка» (далее – Программа) разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями);
- Приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Примерной рабочей программы по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих, позднооглохших детей дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22)
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Программа по адаптивной физической культуре (АФК) разработана для детей с задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР), глухих, слабослышащих, позднооглохших, детей перенесших операцию по кохлеарной имплантации.
Главная цель физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Воспитатель формирует потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Воспитатель уделяет больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся физкультурные занятия в физкультурном зале и на свежем воздухе, «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
Программа: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н. Н. Ефuменко
«Здоровье детей — это будущее нашей страны» - в последнее время часто
приходится слышать и говорить. А сегодня, в эпоху XXI века, проблема
здоровья актуальна, как никогда. За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни.
По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие).
Понимая огромный объем ответственности, возложенной на педагогов, перед педагогами нашего ДОУ встал вопрос поиска новых перспективных направлений в оздоровлении детей с ОВЗ, который привел нас к авторской программе научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей - «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
Оздоровительная направленность занятий по этой программе заложена
автором уже в самой логике чередования основных двигательных режимов:
от лежачего к прыжковому.
Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) – с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям)!
Ефименко Н.Н говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие пользу и оздоровление не только их физическому воспитанию, но и интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений, творческому самовыражению детей.
Программа Н.Н.Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного» заинтересовала своей неординарностью по методике и структуре проведения занятий. Поэтапное внедрение элементов данной программы дало следующие результаты: занятия стали спектаклями, дарящими детям радость и приносящими пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений. Физкультурная сказка - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения подобных мероприятий позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Так же существует прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Занятие строится по типу:
занятие - это сценарий,
педагог - режиссер,
спортивный зал - сцена,
дети - актеры.
родители - зрители
Очень важно: в вводной части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и уставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача — научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. Это специальные игровые задания, выполняя которые ребенок должен преодолеть стереотип движения с данным предметом. В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.
В заключительной части занятия для ускорения процессов восстановления организма можно проводить настройку. Она формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности.
Внедряя инновационную работу в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводам:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности.
3. Способствует развитию жизненно важных качеств и навыков.
4. Приобщает к самостоятельным занятиям физкультурой и психической саморегуляции.
5. Способствует положительному эмоциональному подъему, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Таким образом, физкультурное занятие превращается в увлекательную игру, а дети — в страстных игроков и вдохновленных актеров. В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.
К формам работы по физическому воспитанию по программе Н.Н. Ефименко
относятся:
Утренняя гимнастика пробуждения после ночного сна, проходящая на
индивидуальных ковриках, начинающаяся с положения лёжа.
· Гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая в условиях
спальни, на кровати.
Целью гимнастики пробуждения после дневного или ночного сна является:
создание таких двигательно-игровых условий, при которых дети смогли бы
естественным образом перейти из состояния сна, покоя - в состояние
оптимальной психофизической готовности!
· Физкультурные занятия в зале и на улице в виде «физкультурной сказки» с двигательно-игровыми упражнениями.
Автором введено новое педагогическое понятие «Физкультурная сказка»,
напоминающая педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где
педагог - режиссёр, а дети являются актёрами, обязательно имеются
сценарии. Физкультурные занятия - основная форма систематического
обучения детей физическим упражнениям.
Игровое пространство, наполненное атрибутикой, авторским текстом и
соответствующей музыкой помогает решать на занятии задачи не только
физического плана, но и заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия.
· Забавные физкультурники - это отдельные игровые упражнения, не
связанные сюжетом, с юмористическими названиями, которые реализуются в
соответствии с восьмью «золотыми формулами» двигательного развития
ребёнка.
· Физкультурные развлечения.
В проводимых в игровой форме физкультурных развлечениях физкультурный педагог ненавязчиво, незаметно для детей создаёт такие условия, в которых малыши смогли бы реализовать, закрепить все освоенные за год двигательные качества, умения и навыки.
Поскольку классическая музыка несет в себе оздоровительно профилактическую направленность, она должна звучать в дошкольном
учреждении и утром и после дневного сна.
На занятиях предлагается сопровождать движение детей не только музыкой,
но и цветом.
Заключение
Мы считаем, что только такой подход в физическом воспитании детей с ОВЗ обеспечит прекрасную основу для формирования всесторонне развитой Личности!